Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: [email protected]
Тел. для связи и приёма информации
+7-995-505-43-42 (10:00-20:00)

«Верю, что Господь принял жертву этих людей…» — новый настоятель церкви в Бортничах - 25.03.15

Когда стоишь на территории Покровской церкви в Бортничах, вопросов не возникает — храм как храм, вокруг ухожено, убрано, опрятно. Строения вокруг церкви тоже не выглядят зловеще и к расспросам не предрасполагают.

«Верю, что Господь принял жертву этих людей…» — новый настоятель церкви в Бортничах

Однако после экскурсии по этим строениям происходит переворот сознания: невозможно поверить, чтобы в ХХІ веке современные нам жители столицы добровольно согласились на такое убогое проживание, практически духовное и физическое рабство.

Покровский храм в Бортничах стал печально известен после того, как 14 февраля здесь выкопали гроб с телом умершей 6 месяцев назад прихожанки и поставили в церкви, объявив ее «святой исповедницей», а тело — «мощами». Этот факт стал законным основанием для того, чтобы на территорию, закрытую для внешних, вошли представители милиции, власти, журналисты. То, что здесь было обнаружено, повергло в шок намного больше, чем откопанный труп молодой женщины. В помещениях («кельях») при храме в абсолютно антисанитарных условиях проживали почти 100 человек — мужчины, женщины и дети. Без канализации, без нормального обогрева, с суровым режимом дня (подъем — в 4.00, отбой — в 23.00) и скудным питанием, отказываясь от медицинской помощи, люди обитали здесь, никак не контактируя с внешним миром.

Сейчас в Покровском храме новый настоятель. В прошлом сотрудник МЧС и спасатель по призванию, известный читателям сайта «Православие в Украине» по многочисленным публикациям о работе с детьми в скаутских православных отрядах — протоиерей Владимир Тукало.

Прот. Владимир Тукало среди коллег-спасателей

Как теперь исправлять ситуацию в Бортничах и что вообще можно сделать в подобных случаях — наш разговор с отцом Владимиром.

«Сбой в том, что эти люди

отреклись от своих обязанностей

и решили свое спасение устраивать

по своему хотению»

— Отче, чтобы жить на территории храма, люди продавали дома, квартиры, машины. Оставляли всё и шли за своим духовным наставником, поступали так, как он им говорил. По сути, ведь это соотносится с христианством — удаление от мира, послушание. Где в данном случае произошел сбой?

— Господь каждого из нас ставит в определенные жизненные условия. Кому-то дает возможность уединиться для молитвы — и это не миллионы людей, а отдельные личности, которые действительно имеют призвание быть в одиночестве, в монашестве. Да и монашество — это не закрытость от мира: все монастыри Украины открыты, туда может прийти любой мирянин, и на входе никто не проверяет, есть у тебя паспорт, идентификационный код или мобильный телефон.

Люди, находившиеся здесь, это не монахи, а миряне, которые объединились в общину. Да, они стремились к чистой жизни, удалению от греха. И поначалу всё шло нормально. Но, к сожалению, в конечном итоге всё это привело к большому соблазну, к тому состоянию, которое святые отцы называют духовной прелестью. Община перестала пускать на территорию церкви местных жителей, у которых есть идентификационный код, паспорт, при входе требовали разобрать мобильный телефон на запчасти, потому что там может быть жучок, и так далее. Их наставник, отец Николай, учил, что цифровая техника неприемлема в принципе — это адские машины, и всё цифровое несет в себе грех.

Текст общей исповеди, принятой в общине в Бортничах. «Каюсь, что доверяла мобилке больше, чем Богу», «каюсь за все слова, до единого, сказанные по мобилке»

Да, люди хотели чистой жизни, хотели угодить Богу и для этого удалились от мира. Но давайте разберёмся: что значит угодить Богу? Господь в Евангелии сказал: «Кто хочет идти за Мной, отвергни себя, возьми крест свой и следуй за Мной». Какой у нас крест? Каждый из нас живет в определенных условиях, имеет близких, родственников – родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Разве не Господь дал нам наших близких и поставил нас в данные условия? Разве попечение, забота о них не поручены нам Господом? Получается, те, кто здесь находились, пренебрегли крестом, который на них возложил Господь.

Далее. Христиане стремятся во всём подражать Христу. Во время Своего пребывания на земле Господь тоже, может быть, хотел покоя, тишины, уединения в красотах этого тварного мира. Но Он общался с людьми, общался с бесноватыми, с грешниками, мытарями, с фарисеями, которые пытались Его уловить в словах. И я не уверен, что все эти взаимоотношения с миром радовали Его. Это был действительно тяжелый крест.

И мы должны нести такой же крест. Должны заботиться о тех, кого дал нам Бог. Наше условие спасения – это как формула уравнения: а – это наши дети, b – наши родители, с – сотрудники, друзья, родственники. А+b+с=наше спасение. Если мы изменим любую из составляющих этой формулы, не получим этого «равно» и спасения не будет.

Получается, эти люди намеренно уклонились от своих обязанностей, возложенных на них Богом. Они решили, что раз окружающие не разделяют их точку зрения, можно их отвергнуть и совершать дело своего спасения в другом месте и с другими людьми, которые с ними согласны.

Так образовался узкий круг людей. Этот круг разорвал все взаимоотношения с обществом. В психологии это называется «эзотерический разрыв» — то есть, разрыв с корнями, и относится к одной из методик работы чисто сектантского характера.

Приходящим сюда людям внушалось: если хотите спасти душу, должны сделать решающий шаг – отказаться от государства и от всего, что государство предлагает.

В Священном Писании Господь так отвечает на вопрос, надлежит ли давать дань Кесарю: «Кесарю — кесарево, Божие — Богу». Следовательно, Господь не отрицает взаимодействия христианского общества с государством и не обязывает нас разрывать взаимодействия с государственной системой (налогообложение, пенсионный фонд, оплата коммунальных услуг и т.п.).

По учению святых отцов, паспорт и код не являются препятствием на пути ко спасению. В Апокалипсисе говорится о печатях на руку и чело. Печати подразумевают идентификацию каждого человека, и эта идентификация в будущем будет внедрена, всё к этому идет. Начинается всё с цифровых документов, обезличивания человека – отсутствие имени, фамилии и прочее. Но этапы развития этих технологий могут растянуться на десятилетия, столетия. И несмотря на то, что всё, предсказанное в Апокалипсисе, будет исполняться, в эти годы и десятилетия христиане должны жить обычной жизнью.

О Своём втором пришествии Господь говорил, что когда это случится, все будут также жениться, сажать хлеб, то есть, жизнь будет продолжаться. «Я приду, как молния с неба одновременно во всех местах, и вы увидите Меня», — сказал Он. Да, Господь предупреждал, что перед Его пришествием придут многие лжехристы и лжепророки, и будут говорить, вот, там Христос, или там. Но они будут лишь льстить слуху для того, чтобы привлечь, если возможно, и избранных.

Так и эти люди пришли сюда спасаться. Но сбой состоит в том, что они отреклись от своих обязанностей и решили свое спасение устраивать по своему хотению. А как говорил преподобный Серафим Саровский, «своя волюшка доводит до горюшка».

Если они христиане и хотели спасения своего и ближних, то должны были выполнить главные заповеди — возлюби Господа твоего всем сердцем, всей душой, всем разумением твоим и возлюби ближнего своего как самого себя.

Господа они возлюбили больше всего? Поначалу да. Хотя, как мы видим, образ пастыря затмил в их сознании образ Божий. И ближних своих они отвергли: детей, бабушек, дедушек, родственников, о которых должны были проявить заботу.

Мне очень жаль этих людей. Они хотели проявить послушание своему духовному отцу, а случилось так, что отдали свою волю, подчинили ее другому человеку.

Но что-то же способствовало тому, что община разросталась… Сначала здесь проживали 20-30 человек. Постепенно количество людей увеличилось до 40-50, затем 80-ти и под конец уже достигало 100. А так как площадь маленькая, то санитарно-гигиенические условия сложились совершенно неприемлемые.

"Келлии" женские: здесь жили на двухярусных кроватях

Люди вставали в 4.30, в 4.50 становились на молитву и в 23.00 только отбой. Днем час на сон, не знаю, был ли он для всех. Им давали какой-то чай, обед. Не думаю, что еда была разнообразной. О недоедании свидетельствуют их желто-зеленые лица, люди все истощенные, в страшном состоянии.

Психологическое давление было огромное. На протяжении почти 18 часов они молились и трудились и всего 3,5 – 4 часа спали. При таком напряжении наступает момент психологического срыва. Когда на работе случается аврал, люди работают по 15 часов, так у них через несколько дней наступает состояние надрыва, нужен отдых. А здесь это происходило годами.

Далее. Все цифровые технологии запрещены, отсутствует пресса – газеты, журналы, отсечена любая информация извне. Людям вручили какую-то сомнительную религиозную литературу, и постепенно всё это свелось к извращенному пониманию Священного Писания. А от этого корня стали расти все остальные вредоносные ростки.

— Не верится, что люди могут променять свою свободу на такое существование…

— Мы с вами своими глазами видели, как они жили, в какой санитарно-гигиенической обстановке – это не поддается никакому описанию. Отопление отсутствовало, трехъярусные нары, ведро на бетонном полу вместо туалета для сотни человек — и это многолетняя практика! На самом деле — тяжелейшие условия.

Но всё это люди делали, чтобы принести жертву Богу. Они были уверены, что жертвуют Богу таким вот образом. И, наверняка, Бог от них эту жертву принял — я не сомневаюсь в этом. Бог видит сердце человека, а сердце этих людей — чистое, они тянулись ко спасению.

Но на этом пути есть много мест, на которых можно ошибиться в выборе направления. И люди ошиблись. Они шли ко спасению, а пришли к отцу Николаю, и мерилом окружающего мира для них стал именно священник и его мнение. А это неправильно.

Священник не должен быть мерилом. Его задача — помогать принимать правильное решение. Он может подсказать, дать совет по тем или иным вопросам семейной, духовной жизни, взаимоотношений между людьми – как на них смотрит Церковь и что говорит Священное Писание. А принимать решение должен сам человек, потому что Бог дал свободную волю каждому и ее не отнимает. Если Бог не отнимает свободную волю человека, как ее может отнять кто-то еще?

Эти люди пришли сюда и подвизались, так сказать, в посте и молитве. По идее, изначально они жертвовали свою волю Богу, и все шло хорошо. Наверняка здесь царила атмосфера любви, взаимопонимание, всё было очень духовно. Но, к сожалению, в конечном итоге переросло в какую-то патологию. Почему? Потому что, люди во всём положились не на Бога, а на священника. Не воспринимали никакой другой информации, кроме информации от него, и в результате информационный голод явился причиной отречения от всего, что противоречит навязываемому им мнению, борьбы с любым инакомыслием. Это называется тоталитаризм. Так из свободного общества они превратились в тоталитарное общество – где царит слово одного единственного человека, лидера.

Очень многие отзываются об отце Николае очень хорошо — что он внимательный, заботливый священник, добрый человек. Именно его личность привлекала сюда множество людей. Но, как видим, существует система двойных стандартов. Приезжавшие извне получали от него внимание, заботу, тепло, и несли ему свои пожертвования. На территории много чего построено, на всё это нужны были деньги, вряд ли средства были собраны теми, кто здесь жил. К сожалению, люди, которые жертвовали средства Богу, на самом деле помогали развивать секту.

— Как Церковь пыталась повлиять на ситуацию?

— Во-первых, Церковь знала о происходящем далеко не всё. К самим «общежитиям» доступ был ограничен и закрыт. Приезжающих священников отец Николай пускал только в храм — зашли, помолились и всё. Никто даже не мог подозревать, что все эти люди здесь в таких условиях живут.

И только в последние годы всё начало ужесточаться, выросли заборы, строения. Люди ополчились против всего мира. Местные жители вообще не имели возможности прийти в храм.

С 2013 года отец Николай запрещен в священнослужении. Сюда был направлен другой священник Украинской Православной Церкви, но община физически его не пускала на территорию.

— Многих эта ситуация смущает. Новый повод для упрёков: «Вот, какая ваша Церковь, и вот что ваши священники с народом делают…»

— К Церкви эта ситуация не имеет никакого отношения. Это проблема конкретного человека – отца Николая. На протяжении 37 лет он нес послушание священника, старался, молился. Имеет церковные награды – за свое служение, за евангельскую проповедь. Человек не хотел совершать зла против Церкви. Он трудился для Церкви и для Христа… до определенного момента.

Но затем его путь уклонился в раскол. Сначала отец Николай вышел из послушания Церкви, перестал поминать священноначалие. Затем, прерывая богослужения, он проповедовал свое учение со своими новоявленными «святыми». Это его родственники, родственники Татьяны, какие-то бабушки, которые его воспитывали – вы видели галерею, «иконы». Его учение и действия противоречат канонам Церкви.

Когда в 2013 году отца Николая запретили в священнослужении, он это проигнорировал. Не пустил сюда священников и на протяжении 2-х лет укоренялся в своем отпадении от Церкви. Дошло до того, что его последователи заменили Иисусову молитву на молитву «св. праведной Татьяне». Выкопав ее гроб через полгода после захоронения, они поклонялись ее телу как мощам.

Я говорил с этими людьми — пострадавшими, они уверены, что женщина живая, а не мертвая. Спрашиваю у них: «А как же следы гниения, тления?» — «А в ней найден живой белок…» Не знаю, кто его, этот белок, искал и нашел…

И далее. Деятельность этих людей не имеет отношения к церковной жизни, к проповеди. Как во все века распространялось христианство? Апостолы, где бы они ни появлялись, несли дух просвещения. Этот дух просвещения объединял вокруг Христа всех. Когда в маленьком или большом городе появлялся небольшой кружок христиан, он собирал все больше и больше людей. И Христос постепенно завоевывал сердца людей – именно личным примером апостолов.

А здесь люди вроде бы уединились ради Христа, но замкнулись, закрылись, обнесли себя заборами. Никакого примера внешним они не подают, наоборот, внушают страх — что там за этими высокими стенами. Нельзя назвать апостольскими труды ни этого священника, ни этих людей. Они не несли никакого просвещения для людей — местных жителей, среди которых находились. Большинство местных — а это 15 тысяч человек — вообще не имели возможности зайти в единственный на территории их поселка приходской храм. 

— Если подобное происходит, как можно на ситуацию повлиять? Ведь все — свободные люди, и если они выбирают такую жизнь — в бараках на трехъярусных нарах без медицинской помощи, получается, этому никто не может воспрепятствовать?

— Есть рычаги, которые включаются государством. Хотя включить их довольно трудно. Нужны свидетельства того, что люди находятся в деструктивной секте. Деструктивная секта – это организация, которая разрушает мозг людей, зомбирует, изменяет их восприятие до неузнаваемости. Близкие говорят, что человек стал совершенно неузнаваем, с ним невозможно разговаривать.

Деструктивность секты доказывается конкретными организациями. Первое — это МВД Украины. Ни районная, ни городская милиция не принимают решения по сектам. Второе – СБУ, третье – прокуратура, четвертое — городская власть и пятое — Минздрав. Эти пять организаций могут рассмотреть жалобу.

Если люди видят деятельность такой деструктивной секты, они могут написать жалобу с конкретным пояснением, что именно им мешает. Сначала будет разбираться участковый, потом дальше по цепочке, но, в конце концов, можно достучаться.

Существуют определённые сложности. Люди в таком состоянии — духовной прелести — выглядят как здоровые и адекватные и психически они не больны.

Тем не менее, психиатрия называет такое явление «индуктивным психозом». Есть индуктор, в данном случае священник Николай, и индуцированные — те, кто восприняли зависимость от его воли. Индуктор «включает» индуцированных в какие-то действия. Если его отдалить, людям будет одиноко, плохо, они чувствуют себя брошенными, потому что долгое время он принимал за них все решения. Они целиком отдали ему свою волю.

Результат действия этой секты – все эти люди в данный момент нетрудоспособны, незащищены, десоциализированы. Они отказались от своих документов, потому что не верят государству, нигде не работают, нет жилья. Отказываясь от возвращения в семьи, они остались без средств к существованию, что усиливает их зависимость от секты.

Что трагично, во всё это оказалась втянута и молодежь, дети.

— Что бы вы могли сказать тем людям, которые здесь находятся или находились, чтобы они захотели жить по-другому, а не искали путь назад к своему «учителю»?

— Очень трудно переубедить людей. Я пытался с ними разговаривать.

Дело в том, что само понятие «эзотерический разрыв» подразумевает отсечение всех, кто может повлиять извне. И священство УПЦ для этих людей отсечены как потенциальные противники этого учения. Мы, священники Православной Церкви, являемся для них врагами.

Для тех, кто попал под это или подобное воздействие, могу сказать одно: нужно отстраниться от этого общества хотя бы на какое-то время. Если данные строки прочтут родственники, им скажу: постарайтесь отделить вашего близкого человека от секты. Есть уже такой опыт. Люди забирали отсюда своих родственников — бабушек, жен, и удавалось вернуть их к нормальной жизни. Да, это долго, 2-3 года, но люди потихонечку перестраиваются, изменяют отношение к общественной жизни, соглашаются получать пенсию  платить квартплату, ведь о.Николай это запрещал.

Говоря языком терминов, необходимо постараться оградить индуцированного от индуктора.

— Как вы думаете, почему люди с такой готовностью отдают свою волю в распоряжение другого человека? Пусть даже авторитетного священника…

— Много причин. Один из факторов, я считаю, основополагающий — это желание найти в жизни человека, который бы помогал. Людям не хватает понимания. Они не видят понимания в окружающей среде, ищут, кто бы их понял, кто бы воспринял их чаяния, надежды, кто бы разделил с ними радость и горе.

К сожалению, наше общество развивается так, что человек все больше и больше становится одинок. Тому свидетельство – множество молодых людей – девушек и парней, которые не могут найти свою вторую половинку. И такие организации, сектантского по сути направления, как раз и рассчитывают уловить одиноких людей, предлагая им внимание и заботу.

Проблема в том, что свобода слова у нас вообще не ограничена. Каждый может проповедовать всё что угодно безнаказанно, даже если это вредит здоровью окружающих. Если чьи-то высказывания угрожают целостности государства, это преследуется законом. Необходимо также контролировать распространение учений внутри государства, которые вредят психическому здоровью и трудоспособности граждан.

Я не знаю, кто в нашем государстве этим занимается, хотя сталкиваться с подобными духовными проблемами мне, как священнику, приходится постоянно.

— Вы теперь настоятель этой общины. Что планируете делать дальше?

— Планы развития достаточно большие. Планируем обустроить Воскресную школу и Молодежный центр. Мы уже начали это делать. Думаю, детская организация в Бортничах будет расти и развиваться.

Беседовала Юлия Коминко

 22 березня 2015

Смотрите также: Индуктивный психоз: как это выглядит. Фоторепортаж из Бортничей

Інформаційний інтернет-портал Української Православної Церкви «Православіє в Україні»  http://orthodoxy.org.ua/data/ya-veryu-chto-gospod-prinyal-zhertvu-etih-lyudey-intervyu-s-novym-nastoyatelem-pokrovskoy

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы