Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: [email protected]
Тел. для связи и приёма информации
+7-995-505-43-42 (10:00-20:00)

«Контроль сознания» и «промывание мозгов» - насколько все же эти термины применимы к сектам?» - 29.01.18

 «Сектантское мировоззрение: подмена ценностей и манипуляция»

А. Л. Дворкин, профессор ПСТГУ

Доклад, прочитанный на секция: «Сектантское мировоззрение: подмена ценностей и манипуляция»

ХХVI Международных Рождественских образовательных чтений - «Нравственные ценности и будущее человечества»

 

Последнее время вновь обострились дискуссии относительно сектантского контроля сознания и промывания мозгов. Понятно, что сами тоталитарные секты и «славная когорта» сектозащитников изначально эти понятия отрицала, уверяя, что каждый человек находится в «нетрадиционных религиозных организациях» по собственному свободному выбору, никакого давления не испытывает, а процесс обращения его был полностью информированным и осознанным. Помимо сектозащитников, того же мнения придерживается один преподаватель нашей ведущей семинарии, утверждающий, что все секты – не более чем варианты хорошо известных Церкви древних ересей, и каждый сектант сознательно отпал от истины Православия, а, значит, сам виноват. Пусть теперь сам и пеняет на себя, а нам с ним делать нечего. Главное, найти более-менее подходящую цитату из того или другого отца Церкви и обличить ересь. Если сектант из-за своего закоренелого зловерия не захочет услышать и воспринять столь авторитетное мнение – пусть катится в ад. Эта позиция столь абсурдна, сколько немилосердна и чрезвычайно далека от христианства, так что даже не нуждается в опровержении.

К сожалению, похожие взгляды, заимствующие аргументацию светских сектозащитников (в основном, зарубежных социологов религии), и, соответственно, базирующиеся на светской аргументации, стали просачиваться и на страницы некоторых специализированных православных сайтов. Например, на одном из них, посвящённом сектоведению, утверждается следующее (чрезвычайно, увы, плачевная орфография и пунктуация источника сохранена):

В период Корейской войны в США «промыванием мозгов» начинает именоваться новое встревожившее военных, спецслужбы и общественность явление: некоторые солдаты даже вернувшись из плена, продолжали выказывать идеологическую лояльность к коммунистическим взглядам врага…

Пропагандистский миф … о высокой эффективности и устойчивости последствий воздействия «промывки мозгов» не подтвердился. Даже в условиях, когда зависимость от публичного исповедания новой идеологической идентичности было поставлено выживание, относительно немногие пленные были успешно индоктринированы врагом. При этом подавляющее число перевербованных возвращалось к прежним убеждениям вскоре после освобождения из плена. Лишь единицы, которые имели предрасполагающие личностные особенности ещё до попадания в плен, продолжали декларировать верность коммунистической идеологии после возвращения в США…

Таким образом, до сих пор нет достаточно обоснованной научной концепции контроля сознания, которая бы чётко проводила грань между культом как агрессором и культистами как его жертвами.

Разумеется, когда твой родной резко изменился, попав под влияние культа, или когда ты постоянно оказываешь помощь жертвам культов, то невольно создаётся впечатление, что и в самом деле у сект есть какие-то особые всемогущие тайные приёмы воздействия, способные сломить волю любого человека, ведь ты имеешь дело именно с теми, кто оказался податлив к сектантскому влиянию.  Однако Джеймс Т. Ричардсон, профессор социологии и судебных исследований в Университете штата Невада[1], обращает внимание на то, что если бы НРД (новые религиозные движения) имели доступ к мощным методам «промывания мозгов», можно было бы ожидать, что они будут иметь высокие темпы роста, в то время как на самом деле большинство из них не имеет заметного успеха в вербовке и среднее время пребывания в культах относительно непродолжительное время. 

По данным Эйлин Баркер[2] из тысячи людей, убежденных муниатами (Церковью Объединения) участвовать в одной из миссионерских ночных программ в 1979 году, 90% в мунитских мероприятиях больше не принимали участие. Только 8% присоединились к культу на более чем одну неделю и менее 4% остались членами к 1981 году, два года спустя. 

На призыв одного из самых успешных проповедников 20 века Билли Грэма отзывался только 1% слушателей. Из них в действительности присоединялось к церкви 10%. Таким образом, общая эффективность христианского проповедника составляла всего 0,1% против 4% эффективности мунитской проповеди.

<>

Как видим (???), статистика тоже опровергает миф о наличии каких-то особых сверхэффективных методов воздействия в НРД.

Для объяснения культовой конверсии (имеется в виду вовлечение в секту, - А. Л. Д.) излишне изобретать какие-либо особые концепции. Достаточно знания о классических методах психологического воздействия,  об универсальных закономерностях социально-психологического  взаимодействия и о давно известных психологических эффектах и феноменах[3].

Для того чтобы ответить на эти весьма путанные и противоречивые в себе утверждения, необходимо кратко рассказать об истории вопроса и об основных идеях его исследователей, которые, как раз и описали впервые эти самые «универсальные закономерности социально-психологического  взаимодействия и о давно известные психологические эффекты и феномены».

Понятие «промывание мозгов» зародилось в 50-е годы ХХ века. Молодой американский психиатр Роберт Джей Лифтон начал изучать жертв феномена, называемого тогдашними китайскими коммунистами «реформирование мышления». Этот метод, практиковавшийся в эпоху правления Мао Цзедуна в тюрьмах и революционных университетах, стал одной из наиболее масштабных за всю историю попыток манипулировать человеческим поведением. В 1949 г. многие брошенные в тюрьмы американцы и европейцы вышли из своих камер убежденными сторонниками коммунизма. Затем, во время Корейской войны, определенное количество захваченных в плен китайцами солдат ООН (европейцев и американцев) стали воевать на их стороне, а некоторые из них на вид вполне искренне стали обличать капитализм и империализм по телевидению, что было воспринято как шокирующее идеологическое предательство. Чтобы объяснить этот феномен, американский журналист и агент ЦРУ Эдвард Хантер сформулировал термин «промывание мозгов», заимствовав его из китайского языка («хси-нао»). Опубликованный в 1959 г. популярный роман «Манчжурский кандидат» и вышедший 3 года спустя одноименный фильм представили для массовой аудитории эту концепцию как жестокое подавление свободы воли через насильственные формы принуждения.

Ранние работы доктора Лифтона послужили основой для дальнейших исследований предмета, которыми занимался как сам Лифтон, так и многие другие профессионалы, изучавшие секты и взаимоотношения внутри них. Со временем стало понятно, что от термина «промывание мозгов» во многих случаях приходилось отказаться: он подразумевал методы физического насилия и физического удержания для изменения сознания жертв, в то время как в секты люди приходят, как правило, хотя бы формально добровольно (ведь есть же юридическая разница между отъемом денег посредством мошенничества и вооруженным грабежом с избиением и изнасилованием). Некоторые секты затем удерживают своих членов насильно или даже запирают их в концлагеря; в этих случаях мы можем говорить и о промывании мозгов. Но контролирование сознания применяется во всех тоталитарных сектах. Главное, что нужно запомнить: и контролирование сознания, и промывание мозгов — это методы для достижения единой цели — подавления воли человека и создания феномена, который психиатры называют «синдром зависимого типа личности». Разница между этими двумя методами — контролированием сознания и промыванием мозгов — такая же, как между «воровством на доверие» и грабежом со взломом. Но и в том и в другом случае происходит реформирование мышления.

Лифтон сформулировал реформирование мышления как процесс, состоящий из двух базовых элементов: «исповеди» – т. е., отказа от прежних «грехов» и «перевоспитания», которое в маоистском Китае означало перековку личности по коммунистическому идеалу, а в сектах, соответственно – по идеалу сектантскому. Адепты должны отказаться от всей прошлой жизни, разорвать все прежние связи, осудить все предыдущие идеи и убеждения. Сталкиваясь с возражениями, что психиатрия, или морская пехота или католические школы – все в той или иной степени прибегают к промыванию мозгов, Лифтон разработал набор критериев, помогающих распознать тоталистические группы, и противопоставил им гораздо более открытые методы изменения моделей человеческого поведения.

Парадигма тотализма начинается с отрезания личности от доступа к внешнему миру, так что его восприятие действительности может подвергаться воздействию без вмешательства извне. Цель на этом этапе – спровоцировать ожидаемые модели поведения, которые появятся как бы сами по себе, спонтанно, что добавит впечатления о всеведении контролирующей группы. Вовлечённые в манипуляцию люди вдохновляются чувством высокой цели, которая позволяет им – даже скорее, принуждает их – отказаться от обычных понятий о человеческой порядочности, чтобы исполнить высочайшую миссию, к которой теперь они стали причастны. Те, кто подвергается манипуляции, в конце концов, либо принимают цели и средства группы, либо отказываются от воли к сопротивлению. В любом случае, человека лишают права на независимые действия и на какое-либо свободное самовыражение.

Поскольку моральный климат полностью контролируется группой, за каждый «грех» адепты должны исповедоваться публично, и этот акт превращается в постоянно обновляемую клятву верности группе. Поскольку такие «исповеди» повторяются постоянно, они с неизбежностью превращаются в своего рода шоу. Когда кладовая реальных грехов истощается, адепты начинают изобретать новые, чтобы удовлетворить все растущие требования инквизиторов. И любая секта такую возможность предоставляет. Например, прошлые жизни у сайентологов, нарушения все время появляющихся новых правил у «Свидетелей Иеговы» или возведение на себя самых немыслимых преступлений в открытых сталинских процессах. Лифтон подчеркивает, что в руках манипуляторов из тоталитарной секты исповедь используется, не для того, чтобы утешить человека прощением, как в традиционных религиях, но чтобы эксплуатировать слабости адептов. Парадоксально, но результат выходит противоположностью тотального выставления человека напоказ: в сектах плодятся и размножаются тайны и секреты, что подавляет и загоняет в подсознание все сомнения относительно организации.

Догмы группы объявляются научно неоспоримыми – более того, истиннее всего, с чем человечество сталкивалось до этого момента. Сопротивление не просто аморально: оно нелогично и ненаучно. Для поддержания этой аксиомы внутрисектантский язык общения ограничивается клишированными формулами, которые Лифтон называет «мыслестопами». Он пишет: «Самые долгоиграющие и сложные человеческие проблемы сжимаются в краткие, чрезвычайно ужатые, безапелляционно звучащие фразы, которые легко запоминаются и легко проговариваются. Ими начинается и тут же завершается любая попытка идеологического осмысления». Например, коммунисты отметали стремление к личному самовыражению или исследованию альтернативных идей как примеры «буржуазного менталитета». Если взять в качестве примера сайентологию, то термины ПЛ («Подавляющая личность») или «ПИП» («Потенциальный источник проблем») играют точно такую же роль выражения преданности группе и отметания любой возможности дискуссии. Коммунисты делили человечество на «трудовой народ» (рабочих и крестьян) и «эксплуататоров» (варианты: «реакционеров», «лакеев империализма»), которые объявлялись нелюдями. Точно также любая секта делит мир на «своих» и «чужих». Например: «сайентологи» и «wogs» («чурки»), «верующие» и «эта злая система вещей» («СИ»), «Дети истинного Отца» и «Дети Каина» (муниты) и т. д. Те, кто находятся в группе избранных, должны стремиться к недостижимому состоянию совершенства: идеальному коммунистическому государству, клированию планеты, очищению крови всему миру, выживанию в грядущем Армагеддоне и т. д.

Если адепт внутри группы высказывает критику системы или выражает желание покинуть организацию, руководство секты тут же обнародует преступления, которые он совершил против святого и избранного сообщества и включает «реабилитационные программы», чтобы излечить «несчастного» от состояния, которое может оказаться гибельным для него. В результате человек, ранее выражавший сомнения, начинает думать о собственных грехах, которые довели его до такого плачевного состояния, что чаще всего приводит к мелодраматическим сценам, в которых мысли и логика подавляются бурными эмоциями. Таким образом, человек попадает в еще более прочное идеологическое рабство и лишается остатков умения мыслить логически.

Согласно Лифтону, подобные методы гарантируют власть группы над жизнью и смертью индивидуальных адептов. Согласно наблюдениям американского психиатра, несмотря на полный контроль, который китайские коммунисты имели над военнопленными, из сорока человек, изученных Лифтоном, только три надолго остались адептами новой идеологии. Всевозможные сектозащитники часто ссылаются на эти данные, как на опровержение метода «промывания мозгов». Однако сам Лифтон говорил, что был поражен, до какой степени разум человека может быть изменен и «понятие истины размыто фактически до полного его уничтожения». Это и называется контролем сознания, когда группа или какой-то человек подавляет свободное мышление другого и добивается его полного бездумного повиновения за за страх, а за совесть.

Те данные, которые приводятся в цитированном в начале доклада отрывке – том, в котором православный автор пытался опровергнуть действенность промывания мозгов – на самом деле подтверждают выводы Лифтона и других исследователей. Например, сам того не желая, автор невольно подтвердил, что «эффективность» чрезвычайно популярного и чрезвычайно красноречивого баптистского проповедника в 40 раз ниже эффективности весьма посредственных и никому не известных мунитских вербовщиков (это даже если мы будем верить заниженным данным, предоставленным нам сектозащитницей Баркер, в свое время получавшей деньги от мунитов). То что большинство «перевербованных» отказывались от навязанных убеждений вскоре после того как возвращались из плена, также доказывает фактор контроля сознания: стоит изъять человека из сообщества, контролирующего его среду, эмоции, поведение, язык и информацию, он понемногу начинает «оттаивать». Если человек сознательно и добровольно пришел к неким убеждениям, то никакое изменение среды само по себе неспособно заставить его изменить свои взгляды, свою идеологию, свою веру.

То, что описанные методики «работают» не на всех и не всегда, также не является секретом. Мы не верим в всесильное «зомбирование», способное с первого взгляда и с первой фразы превратить человека в какого-нибудь «биоробота». Как известно, для того, чтобы любой человек попал в секту, необходимо, чтобы совпали два условия: сектантская приманка должна соответствовать интересам вербуемого, а он сам должен находиться в наиболее внушаемом состоянии – т. е., вероятнее всего, переживать стресс. Когда эти два фактора совпадают, человек в опасности попасть в секту. Вербовщик пользуются лабильным состоянием своей жертвы для подавления его воли. Все время, пока адепт находится в секте, состояние стресса искусственно поддерживается, чтобы он не смог поразмыслить, включить логическое мышление и критически осмыслить происшедшее с ним. Если это все же случается, человек из секты уходит.

Таким образом, мы должны сформулировать, что методы промывания мозгов и контроля сознания, несомненно, существуют, применяются и действуют, как бы сектантам и ангажированным ими сектозащитникам не хотелось бы свести их на нет, объявив «ненаучными», «недейственными» и «несуществующими». Я также понимаю, что некоторые православные исследователи испытывают некий комплекс неполноценности из-за своей «конфессиональной ангажированности», и они, в попытке заявить о своей безупречной «научной объективности» стараются, так сказать, выявить себя «более католиками, чем папа римский».

Однако, отказ от понимания методов контроля сознанием, а, следовательно, и от борьбы против них, чрезвычайно осложнит наше противодействие сектам и нашу миссионерскую работу в сектантской среде, равно как и сделает практически невозможной нашу помощь попавшим в беду людям и их родным.



[1] Известный сектозащитник.

[2] Известная сектозащитница.

[3] http://sekty.by/sushhestvuet-li-kontrol-soznaniya-v-sektah/

29.01.2018г.

 

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы